О реорганизации, поглощении и «сливании» институтов | MUNИЦИПАЛЬНАЯ GAZЕТА
Аудитория

О реорганизации, поглощении и «сливании» институтов

Все началось еще в 1999 году: Тогда представители 29 стран в Болонье (Италия) решили создать единое европейское пространство высшего образования. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году; сейчас вместе с ней в нем принимают участие 49 стран. Главные цели Болонского процесса — расширение доступа к высшему образованию, обеспечение мобильности студентов и преподавателей и создание условий для успешного трудоустройства выпускников.

С начала 2000-х гг. европейские вузы стали объединяться в супер-университеты. Ассоциация университетов Европы даже создала интерактивную карту, на которой можно проследить, как уменьшалось количество вузов за последние 15 лет. К примеру, в Эстонии количество высших учебных учреждений сократилось на треть. В Германии объединились университет и исследовательский центр в Карлсруэ, в результате чего был создан Технологический институт Карлсруэ, причем его финансирование выросло вдвое. В Хельсинки соединились институты совершенно разных специализаций: Хельсинская школа экономики, Хельсинкский технологический университет и Университет искусств и дизайна. Все они вошли в состав нового Университета Аальто, который после этого поднялся на 50 строчек в мировом рейтинге. В Париже готовятся к слиянию знаменитые Сорбонна и Университет Пьера и Марии Кюри. При этом все университеты сталкиваются со схожими проблемами, так что чиновники разных стран могут учитывать опыт зарубежных коллег и не допускать подобных ошибок.
Норвежские ученые провели исследования, чтобы выяснить, в каких случаях слияние вузов оказывается удачным, а в каких — нет. Они выявили несколько факторов, влияющих на успех объединений:
— количество участников (объединение трех и более вузов менее эффективно, чем слияние двух институтов);
— статус участников (лучше, когда сильный университет поглощает более слабый);
— кто выступает инициатором слияния (если союз не добровольный, а навязанный третьей стороной, то ничем хорошим это не кончится).
Считается, что сейчас в России работает около 3,5 тысяч вузов и их филиалов. Этот факт подтверждает некоторую избыточность вузов. Для сравнения заметим, что до распада Советского Союза в стране работало 514 вузов, в которых обучалось 2,8 миллиона студентов. Сейчас в 3,5 тысяче российских вузов и филиалов учатся почти 7,9 миллиона студентов.
Главной причиной слияния вузов является мнение верховной власти о неэффективности российских вузов и филиалов. Расходы большие, а отдача от них – низкая. Ни один российский вуз не входит в рейтинг лучших ста вузов мира.
Как утверждал Евгений Примаков, в расчете на душу населения США в 2010 году тратили на образование 3,6 тыс. долларов. Япония – 1,5 тыс., Бразилия – 550 долл., у нас – 400 долл. Государственные и частные расходы США на науку, в расчете на одного исследователя составляли 293 тыс. долл., в Японии – 264 тыс., Китае – 74 тыс., в России – 39 тыс. При этом, научных работников в США, в три с половиной раза больше, чем в России
О необходимости реорганизации вузов впервые заговорил президент Владимир Путин в 2012 году. А в апреле 2013‑го Ливанов направил соответствующую программу в правительство. В первом «черном списке» оказалось 30 учебных учреждений. С тех пор он ежегодно пополнялся и расширялся. В апреле этого года глава Рособрнадзора Сергей Кравцов сообщил, что за 2015 год было закрыто более 600 вузов и филиалов.
Резкое сокращение численности студентов по демографическим причинам породило идею объединения вузов, говорит Клячко. Если в 2008 году в России было 7,5 млн. студентов, то в 2015 году уже 4,7 млн  – столько же, сколько и в 2000 году. «То есть студенческий контингент сократился на треть. За 15 лет мы прошли пик студенческой демографии и вернулись к прежнему уровню, – сказала эксперт. – До 2008 года мы наблюдали процесс роста числа вузов и их филиалов, который в новой демографической ситуации должен был смениться процессом сжатия системы высшего образования. Потому что незачем иметь такую огромную сеть университетов при столь сильном сокращении численности студентов». А она, по прогнозу, сократится еще примерно на один миллион к 2024 году. И даже в 2030 году численность студентов вряд ли превысит 4,4 млн  – то есть будет почти такой же, как в 2000 году. «Поэтому перед правительством действительно стоит серьезная проблема оптимизации сети вузов. Вопрос в том, как эту сеть изменять», – отметила Клячко.
Слияние Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) и Московского государственного университета печати (МГУП) имени Федорова началось совсем недавно – в марте 2016 года. Тогда вышел соответствующий приказ Минобрнауки. И к 1 сентября на их базе заработал новый Московский политехнический университет.
Очень долго нас убеждали, что данные реформы не коснутся таких городов, как Москва и Санкт-Петербург. Но уже к 2011 году 12 институтов Москвы прошли через эту реформу, и с каждым годом эта тенденция только растет. В 2016 году объединенились пять столичных ВУЗов:
МЭСИ к РЭУ им. Плеханова;
МАТИ – к МАИ;
МГГУ им. Шолохова – к МПГУ;
МИТХТ – к МИРЭА, соединив эти два ВУЗа, планируется создание Московского технического университета.
Студенты ведущих ВУЗов вроде МГУ (Московский государственный университет), МГЮА (Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина) и т. д. могут быть спокойны, лучшие ВУЗы страны никто трогать не будет.
В Санкт-Петербурге процессу слияния подверглось всего несколько ВУЗов:
Мечниковская академия с Академией постдипломного медицинского образования;
Горный университет присоединился к Северо-Западному заочному техническому институту;
Политехнический университет соединился с Институтом машиностроения ИТМО с Университетом низкотемпературных пищевых технологий.
Множество учебных заведений центральной России были ликвидированы, и вошли в состав других университетов в качестве подразделений. К ним относятся:
МИТХТ вошел в состав МТУ;
ГКА им. Маймонида – к МГУДТ;
МЭСИ – к РЭУ им. Г. В. Плеханова;
МГГУ – к МПГУ;
МГИУ – к МАМИ;
МГУПИ – к МГУ электроники, информационных технологий и радиоэлектроники;
МГАДА – к МГПУ;
и еще порядка 20 учебных заведений.
Также около 40 университетов прекратили свою учебную деятельность.
Всего планируется создать около 150 опорных ВУЗов на территории России, и на 25% сократить общее число высших учебных заведений. К концу 2016 года должно функционировать порядка 20. На данный момент предусмотрена специальная программа финансирования таких объектов. С 2016 по 2020 год на развитие каждого опорного университета в течение трех лет из бюджета будет выделяться по 200 млн. рублей дополнительно.
Чтобы принять участие в данной программе, нужно представить план развития на ближайшие пять лет. Опорные учебные заведения планируется создать во всех регионах страны. При этом уменьшение их количества никак не повлияет на возможность поступления. В ближайшие годы ожидается сокращение студентов на 1 млн. в связи с уменьшением выпускников школ.

Резюме. Российские Государственные бюджетные ВУЗЫ, Академии, Университеты до 2020 будут упраздняться, поглощаться и «сливаться». Частные, автономные, негосударственные академии и школы, будут конкурировать с государственными учреждениями за лучшие учебные программы, за лучшие ученые кадры. Многие из них станут лидерами в образовательном процессе России, как это происходит в Европе, Азии и США.

Материал предоставлен Русской Академией Ремесел

Оставить комментарий