Как «Комсомолка» с донецкими кузнецами осень провожала | MUNИЦИПАЛЬНАЯ GAZЕТА
В кузнице "Гефест"

Как «Комсомолка» с донецкими кузнецами осень провожала

В Донецке возрождается древняя традиция праздновать Кузьминки

Все-таки все эти праздники у древних мудро устроены. Не дураки были наши предки, ой не дураки! Вот, скажем, Кузьминки 14 ноября – день святых бессребреников Космы и Дамиана, покровителей кузнецов. На Руси в этот день провожали осень и встречали зиму. И как раз накануне праздника два месяца практически непрерывного бабьего лета в Донецке вдруг резко сменились холодным ветром с колючим снегом и свинцовым пасмурным небом. Знать, пора осень провожать!

Ударный труд в профессиональный праздник
А где это лучше всего делать, как не в кузне возле раскаленных горнов? Виктор Бурдук пригласил меня в свою кузню «Гефест», пообещал, что скучно не будет. И не обманул! Побывать в кузне вообще интересно, это вам не в парке готовые кованые изделия смотреть.
Вот где в прямом смысле ударный труд! Все стены кузни исписаны мелом – какие-то замеры того, что здесь создавалось. Повсюду куча инструментов – клещи, молотки, тиски. Звенят молоты по наковальням, гудит огонь в горне, искры сыплются со всех сторон, знай, успевай отскакивать. А кто-то еще и музыку включил и тенорок Макаревича тщетно пытается прорваться сквозь музыку металла. Да где там?!
На праздник Кузьминки съехались кузнецы со всей округи – Снежного, Макеевки, Шахтерска и, конечно, Донецка. Их задача – выковать недостающие миниатюры для часовни святых Космы и Дамиана, которую воздвигли на юбилейном двадцатом фестивале в Парке кованых фигур. Тут же на огромном столе лежат эскизы этих миниатюр – символов христианства: рыба, виноградная гроздь, хризма, распятие, якорь, голубь, чаша, Евангелие. Эскизы сложные с массой тонких деталей. Как это воплотить в металле без каких-нибудь особых заклинаний, я представить не могу.

Когда кузнец работает – чертям становится тошно
Но вместо магических заклинаний работа в кузне начинается с благословения отца Ростислава. К его храму Рождества Пресвятой Богородицы, что между улицами Щорса и Розой Люксембург в Донецке, приписана часовня Космы и Дамиана.
– Многие думали, что часовня эта, воздвигнутая на фестивале 22 сентября, будет исключительно светской композицией в Парке кованых фигур. Ну, полюбуются на нее люди, сфотографируются и все. Но ей суждено было нести духовную роль по благословению митрополита Иллариона, – рассказал отец Ростислав. – Каждую среду в 16.00, невзирая на погоду, в часовне проходят молебны, на которые собираются верующие, некоторые специально приезжают из других городов. Однажды в очередную среду перед молебном шел проливной дождь и вдруг перед чтением Акафиста Божьей Матери у ее иконы «Умягчение злых сердец» дождь прекратился, небо развиднелось, выглянуло солнце, и мы смогли отслужить молебен.

Отец Ростислав благословляет кузнецов на работу, а после этого, засучив рукава, и сам принимается за работу. Вместе с Виктором Бурдуком делает деталь для одной из миниатюр в опекаемую им часовню. Есть поверье, что, когда кузнец стучит молотом, сбегает вся нечисть в округе. Что говорить, когда кузнецом становится сам священник?!
– Кузьминки сегодня празднуются во многих городах России, и мы в Донецке решили возродить эту славную традицию. Созвал всех коллег из Гильдии кузнецов Донбасса, постучим, пошумим, пообщаемся, обсудим наши планы, – пытается перекричать шум кузни инициатор праздника Виктор Бурдук. – Вы бы видели, тут до войны 20 молотов стучали, жизнь кипела, сейчас заказов мало, но я стараюсь сохранить нашу гильдию. Потому и Кузьминки решил возродить, которые мы когда-то тут отмечали.

Парк кованых фигур будет бесплатным всегда
Есть у мастера давняя мечта – превратить Парк кованых фигур в музей. Чтобы этот статус помог сохранить сотни композиций, находящихся там. Ведь металл – не вечен, ему постоянно нужен уход.
– Это ведь фишка Донецка! Такого парка нет ни в одном городе. Так почему же не развивать это? – Говорит главный кузнец Донецка. – Сам парк так и останется бесплатным, любой человек сможет туда прийти, отдохнуть, полюбоваться коваными композициями. А вот, например, экскурсия с интересными историями о скульптурах парка будет платной. Но стоимость ее будет всем по карману. Также мечтаю о кузне там же, где можно будет провести мастер-класс для желающих. Дончанам это многим по душе, о чем говорит количество гостей на наших фестивалях.
И это не преувеличение. На традиционных осенних фестивалях в Парке кованых фигур не протолкнуться, тысячи дончан идут туда до самого вечера нескончаемым потоком. Ни один концерт с привезенными звездами подобным не похвастает. Мне кажется, что-то есть по-настоящему донецкое в этих фестивалях с вот этим покорением металла человеческой воле, с сильными и красивыми кузнецами, улыбающимися людьми. Может потому, что и основатель Донецка британец Джон Юз был докой в кузнечном деле.

Создатели донбасских роз из гильз
Мое внимание привлекает знаменитый создатель кованых роз из снарядов и гильз – Виктор Михалев. Кто из россиян не уезжал домой без этого сувенира? В котором одновременно и война, и Донецк, при этом Донецк побеждает войну, превращая смертоносный металл в цветы. Сегодня мастер пришел со своим учеником Александром Богомяковым, которому передает секреты мастерства.
– Таких учеников – единицы, чувствует парень металл и гордыни нет, способен учиться, – признает Виктор Петрович.

– До войны я сварщиком был, дело мне это нравится, – Александр явно смущен вниманием к своей персоне. – Делаю наши знаменитые донбасские розы. Однажды на Спас выковал яблочко наливное. А идеи приходят всегда неожиданно.

Но долго разговаривать Александру некогда – его учитель уже раскалил докрасна металл, как раз время придавать ему требуемую фигуру. Металл податлив, словно тесто, знай лепи.
В кузне есть две вещи, на которые можно смотреть вечно: огонь и работающие мужчины. Как представитель интеллектуальной профессии, я всегда восхищаюсь тем, как кто-то умело вырезает по дереву или из кусочков ткани кроит будущий наряд. Буквально залипаю, глядя на такое чудо. Мне подобное не дано, но зато я способна оценить все это и написать. На моих глазах из раскаленного металла Саша создает рыбу – символ христианства. В греческом названии «Ихтиос» (рыба) зашифрован акростих, составленный из первых букв предложения: Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель.
Мне тоже разрешают попробовать и вручают кувалду. Тяжелая! После нескольких ударов, руки горят огнем. Чудом никому пальцы не отбила, не иначе святой Косма и Дамиан – заступники постарались.

Такие и победу бы выковали
Вскоре у кузнецов уже готовы работы. То, что было карандашным эскизом, вдруг обрело воплощение в металле. Впереди еще грунтовка, покраска, но это уже завтра.
Приходит уже не впервые мысль, что миром нашим должен править человек умелый. Уж слишком его потомок – человек разумный – заврался, испохабился. Вспомнился мой опыт работы в министерстве, где неделями отдел из шести человек думал над дизайном открытки или меню фуршета. А тут за один день мастера молота и наковальни создали сложнейшие миниатюры, а из всей бумажной волокиты – только листок с карандашным эскизом. Может потому, что кузнецы мало болтают языком, а больше – делают, кузня – не офис, шумно так, что даже рядом человека не слышно. Они и Победу бы выковали молча. И справились бы, без билбордов и шествий по Артема. Может и мир наш изменился бы, если бы мы наконец-то научились верить поступкам, а не словам.

Кстати, кузнецы и с пловом не обманули. Такой вкуснятины из риса и мяса я, пожалуй, еще никогда не ела никогда. А значит, в следующем году снова на Кузьминки.

ЮЛИЯ АНДРИЕНКО. www.donetsk.kp.ru

Оставить комментарий