Мощности России не позволяют продавать «Триумфы» всем желающим
Российские системы ПВО становятся все более желанным товаром в мире. На данный момент не менее 13 стран заинтересованы в приобретении зенитно-ракетных комплексов С-400 («Триумф»), сообщает телеканал СNBC со ссылкой на американское разведсообщество.
Среди таких стран, Саудовская Аравия, Катар, Алжир, Марокко, Египет, Вьетнам и Ирак. При этом подчеркивается, что потенциальные покупатели готовы приобрести С-400 даже несмотря на санкционное давление США. Правда, несколько сделок Вашингтону удалось сорвать.
Издание называет «Триумф» ответом России американским системам Patriot и THAAD. «С-400 имеет меньше экспортных ограничений, и Кремль готов ускорить продажи, сняв любые барьеры. Это похоже на покупку с полки», — цитирует CNBC неназванный источник.
Среди достоинств российской экспортной практики упоминается относительно низкая цена С-400, а также готовность России начать поставки в течение первых двух лет после подписания контракта. Отмечается, что тактико-технические характеристики С-400 превосходят американскую THAAD.
С-400 уже расходится по миру. Китай, ждет окончательной отгрузки системы, Индия заключила сделку с Москвой в прошлом месяце, Турция должна получить свою С-400 к 2020 году. Покупателям пришлось столкнуться с угрозой санкций со стороны США, однако они были проигнорированы.
— Оценить коммерческие параметры возможных сделок сейчас невозможно, — считает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. — Сложно сказать, сколько они хотят купить, потому что страны разные, с разными потребностями. Значение имеют территория, реальные потребности страны, поскольку территория не всегда является определяющим фактором, размеры бюджета на покупку, наличие у страны других комплексов ПВО.
«СП»: — В советское время поставки вооружений часто делались за счет кредитов, которые никто возвращать не собирался. По сути, даром. Сейчас Россия зарабатывает на поставках систем ПВО или это элемент политической игры?
— Практика разная. Но то, что мы даем государственные кредиты на покупку оружия — это факт. Это никто и не скрывает. Другое дело, что страны, названные CNBC, скорее всего, сами будут всё оплачивать. Они платежеспособны.
«СП»: Известно, что американцы в Южной Корее свои системы THAAD обслуживают сами…
— Там другой случай. Это не южнокорейские, а американские системы, развернутые на чужой территории. А мы сейчас говорим о продаже наших ПВО. В этом случае мы обучаем местных военных на них работать. Сейчас, вот, сирийцев обучаем на С-300.
О том, стоит ли опасаться утечки российских военных технологий, нам рассказал эксперт Центра анализа, стратегий и технологий Сергей Денисенцев.
— Бояться передачи каких-то секретов здесь вряд ли стоит. В опубликованном списке стран нет тех, кто был когда-то замечен в торговле секретами. Хотя есть, конечно, ближневосточные страны, которые со стратегической точки зрения близки американцам. Во всяком случае пока…
Вообще, в мире есть только одна страна, которая очень строго относится к продаже своих военных технологий, — это Соединенные Штаты. Но это происходит потому, что у них очень много денег и они не так сильно зависят от экспорта в финансовом плане. Тем не менее, и они поставляют свои ПВО. Тому же Катару.
Так что угроза преувеличена. Понятно, было бы странно, если бы мы продали С-400 Америке. Как в свое время Лукашенко продал С-300 на Запад. Но Вьетнаму — почему нет?
«СП»: — Все-таки С-400 — это наша самая современная система, стоящая сейчас на вооружении. С-500 пока не готова…
— Согласитесь, если есть возможность, продав С-400, заработать денег, то появится возможность энергичнее работать над системами следующих поколений.
Другое дело, что должна быть соблюдена соответствующая методология поставок: должен быть сертификат конечного пользователя, юридическая ответственность покупателя — обязательство никому ничего не передавать. Это вполне отлаженный механизм.
«СП»: — Слава богу…
— Тут в другом проблема. Я не уверен, что мы способны удовлетворить всю эту клиентуру поставками С-400, потому что производственные мощности этих систем не бесконечны. Придется кого-то выбирать, а кого-то ставить в очередь.
«СП»: — Или поднимать цену?
— Поднимать цену можно, но до определенного предела. Тут же тоже действует рынок.
По мнению военного эксперта Бориса Рожина, продавая С-400, Россия преследует как экономические, так и политические цели.
— С учетом того, что поставки С-400 за рубеж уже осуществляются, в полной мере, соблюсти секретность технологии уже не получается. Тем более, Турция требует, чтобы часть систем производилась на ее территории. То есть именно с целью использования технологий.
«СП»: — Вот именно! Ведь С-400 у нас сейчас прикрыт Крым — важнее ничего нет. И вдруг мы будем торговать этой системой направо и налево…
— Действительно, до сих пор для России было разумнее продавать С-300, а С-400 придерживать. Но поскольку сейчас идет уже доводка системы С-500, нет особого смысла держать С-400 под замком.
Понятно, что поставки наших систем несколько ограничивают возможности США действовать в некоторых регионах мира. Поэтому американцы стараются ограничить эти поставки. Полностью этот канал перекрыть они не смогут, но две-три сделки сорвать вполне способны.
«СП»: — Вообще, поставки С-400 за рубеж — это про экономику или про политику?
— Конечно, помимо экономической выгоды тут есть важное политическое измерение. Не зря противодействие им оказывается на уровне Госдепартамента США. Но для России это шанс проводить субъектную оборонную политику, укрепляя связи со странами, которые сами заявляют о себе как о полноправных субъектах международного права. Индия, Турция открыто говорят, что они сами будут решать, у кого и что покупать. Вашингтону это, конечно, не нравится.
В свою очередь, политолог-американист Синельников-Оришак уверен, что эпоха доминирования Соединенных Штатов в воздухе заканчивается.
— Аэрократия Соединенных Штатов царила потому, что никто американцам особенно не противостоял. У их противников были либо устаревшие системы ПВО, либо они вообще отсутствовали. И это очень сильно развратило американских военных. Они решили, что любую «дичь» можно расстрелять как в тире. Была возможность расстрелять — расстреливали (Югославия, Ирак). Не было такой возможности — душили в объятиях.
Когда-то, государство, пожелавшее утвердиться на море, должно было построить флот. Понимание этого рано или поздно приходило. А сейчас одним из признаков суверенитета стало наличие ПВО. Ведь в отличие от моря небо есть везде. И тот, кто хочет себя обезопасить, старается отпугнуть чужих «соколов». Уверен, что список стран-интересантов нашей С-400 будет расти.
«СП»: — Характерно, что потенциальные покупатели готовы заполучить С-400 даже с учетом возможных американских санкций за это…
— Мы в России излишне сконцентрированы на вопросе санкций. Ведь этим можно объяснить все, что угодно, включая плохую погоду. Да, они неприятны… Но с точки зрения державных интересов, если страну рассматривать не как совокупность отдельных персоналий, имеющих узкие личные интересы, которые могут пострадать, это полная ерунда. По сравнению с собственной ПВО — это как слону дробина. Приоритет всегда будет обороне.
Сергей Аксенов. Свободная Пресса
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.