Второго и третьего сентября на челябинском фестивале тридцать кузнецов со всей России выявят, кто из них более искусен в художественной ковке — мастера сделают тридцать порхающих металлических бабочек для «Скамьи любви».
На Кировке уже стучат молоты
— Дзинь, дон, дзинь, дон, — весело стучит молот по наковальне в самом центре Челябинска. Скоро сюда переедет целая кузнечная слобода, а пока на Кировке выставили только один горн: в нём жарко полыхают угли, снизу жужжит вентилятор подачи воздуха, а над наковальней колдует коваль из Кузбасса Олег Заичко. Он первым приехал в Челябинск на фестиваль кузнечного искусства, что называется, для разогрева публики. Олег куёт разные мелочи для прохожих и охотно разъясняет все премудрости своего ремесла.
— Для художественной ковки подходит и каменный уголь, а вот для холодного оружия (из высокоуглеродистой стали) обязательно нужен древесный. Тот же уголь-антрацит будет выжигать из металла углерод и делать его более мягким, — поясняет мастер, который стал кузнецом 12 лет назад (до этого служил в полиции). Сам он не понимает, почему сменил профессию, что подтолкнуло уйти из МВД и позвало в кузницу.
— Разогреваем заготовку примерно до тысячи градусов, для этого и нужна постоянная подача воздуха на уголь в горне. Видите, пруток стал жёлтого цвета — теперь его можно ковать или скручивать. В старину кузнецы часто носили бороду, знаете, для чего? Подносили к ней заготовку, если волосы начинали шипеть, металл подоспел к обработке, — поясняет кузнец из города Юрга Кемеровской области.
Сам сибирский кузнец бороды не носит, определяет температуру на глаз. Может выковать за несколько минут вешалку для одежды или большой четырёхгранный гвоздь, но признаётся, что со своей самой серьёзной работой возился несколько месяцев. Изготавливал крупный заказ: ажурную входную группу с колоннами и крышей в несколько тонн весом в виде виноградной лозы. Пока и сам не знает, как будет выполнять своё будущее задание на челябинском фестивале, но обещает — бабочка непременно получится изящной.
В Челябинск — в пятый раз
Фестиваль кузнечного искусства — один из самых молодых в России (он проводится в пятый раз), но уже успел заслужить уважение профессионалов. В прошлом году на Южном Урале даже провели первый всероссийский чемпионат по художественной ковке, на него тогда приехало 70 кузнецов. В этом году в фестивале будут участвовать 30 мастеров, живущих в разных концах страны, от Калининграда до Камчатки.
По словам главы секретариата «Союза кузнецов России» Евгения Лавриненко, популярность челябинского фестиваля объясняется очень хорошей организацией. Челябинская городская дума и администрация областного центра помогают с обустройством кузнечной слободы, предоставляют очень популярное среди горожан место, обеспечивают охрану и даже трансфер. Далеко не каждому кузнецу по карману приехать на другой конец страны.
— Место вообще замечательное, — уверяет Евгений Лавриненко, который и сам является кузнецом. — Во-первых, здесь очень большая проходимость, по самым скромным подсчётам, прошлогоднюю выставку посетили не менее 20–30 тысяч человек. Во-вторых, улица своей инфраструктурой отвечает стилистике фестиваля — это многочисленные кованые и литые статуи по всей Кировке. Кузнечная слобода будет органично смотреться на их фоне.
Уже сейчас открыта выставка шедевров кузнечного дела. Около тридцати экспонатов привезены из Санкт-Петербурга и Мышкина. Многие кованые статуи взяты из запасников художественно-промышленной академии имени Штиглица.
Открытие фестиваля состоится второго сентября в 11 часов, а завершится он третьего сентября в 17 часов. Между выполнением конкурсных заданий у кузнецов будут паузы, и они будут проводить мастер-классы для зрителей. Любой желающий сможет приобрести понравившуюся ему вещь, свежевыкованную (шутит мастер — прим. редакции).
А бабочки крылышками…
Кульминацией фестиваля станет чемпионат по художественной ковке. На этот раз перед кузнецами поставят неординарную задачу, напоминающую труд ювелира. Нужно будет выковать порхающих металлических бабочек для «Скамьи любви». Её уже изготовили кузнецы из Санкт-Петербурга, а в Челябинск привезут к открытию фестиваля.
Условия конкурса таковы: бабочки должны быть размером не больше ладони, ажурными, почти невесомыми, а при дуновении ветра будут размахивать крыльями (порхать).
Стальных «Капустниц» и «Махаонов» разместят на двухметровых тонких прутках и приварят к скамье. Ковать свои творения кузнецы смогут в любом стиле, из любого металла. Главное, успеть сдать работы членам жюри до 13 часов третьего сентября.
«Скамья любви» с бабочками должна стать одним из арт-объектов Челябинска. Городские власти решат, куда именно её поставить.
Венчание огнём, водой и металлом
Ещё одной из изюминок челябинского кузнечного фестиваля станет венчание молодожёнов стихиями огня, воды и металла. В прошлом году южноуральцам очень понравилось зрелище такого бракосочетания, уже есть заявки на проведение церемонии и на этот раз.
Традиция пошла из глубины веков. На Руси в маленьких деревнях, где не было храмов, главной фигурой всегда считался кузнец — он и проводил такую в большей степени языческую церемонию.
Молодым дадут жёлтый металлический круг, символизирующий солнце. Его раскалят в горне, а затем положат сверху него два выкованных из прутков сердечка. Кузнец ударит по ним молотом, и останутся на символе-солнце следы сердец молодожёнов. Обычно сердечки отдают новоиспечённым мужу и жене, а круг оставляют в кузнице, где семью оберегает дух огня.
— Но в нашем случае, — обещает Евгений Лавриненко, который и будет проводить церемонию, — и сердца, и круг отдадут молодым на память. Разумеется, кованая свадьба не отменяет регистрации в ЗАГСе, но почему не порадовать себя, друзей и зрителей яркими впечатлениями.
Церемония кузнечного венчания пройдёт в день открытия фестиваля, второго сентября.
Игорь Галактионов. “Челябинский ОБЗОР”. 31 августа 2017
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.